«Михаил Сомов» привёз из Арктики в Архангельск редчайшие фрагменты довоенной техники

Сейчас судно разгружают после похода до Земли Франца-Иосифа. На этот раз продовольствием снабдили больше 30 полярных станций. И скоро вновь отправится в путь.

— Остатки тракторов. Как минимум три, нет, четыре «Сталинца» С-65.

Огромная ТУНДРА в заброшенном поселке Хабарово словно могильник довоенной техники. Клочок земли в проливе Югорский шар, что неподалеку от острова Вайгач усыпан проржавевшими остатками машин и грейдеров. Медленно и бережно их забирает вертолет, и относит далеко в арктические воды — на борт научно-экспедиционного «Михаила Сомова». Сегодня гордость Севгидромета стоит в порту Поморской столицы. И готовит будущие экспонаты к отправке в Петербург.

Вадим Матвеенко, представитель Арктического музейно-выставочного центра, Санкт-Петербург:

— 60-е, 70-е годы всё это там активно бросалось. И ни у кого не было мысли вывезти это. Сейчас, соответственно, мы именно вывозим это как музейные экспонаты. Для кого-то, может быть, это гора железа, в общем-то ржавого. Для нас это всё имеет большую историческую ценность.

А всё потому что эта техника начинала осваивать Арктику. Из села Хабарово ученые смогли вывезти лишь части самосвалов и вездеходов середины 30-х годов. Своего часа в трюме дожидаются крыло и фюзеляж советского двухмоторного бомбардировщика ТБ-1. Забрать будущее достояние арктического музея, конечно же, не главная задача «Михаила Сомова». За последние полтора месяца судно снабдило техникой и провиантом 37 отдаленных полярных станций. Маршрут — Белое, Баренцево и Карское море до Земли Франца-Иосифа. А остров Вайгач и вовсе стал пилотной точкой для новых идей.

Дмитрий Ларионов, начальник рейса научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»:

— Это проект от Всемирного фонда защиты диких животных. Строили сетку — защита от белого медведя. Чтобы белый медведь на станции не мешал нашим сотрудникам работать, и не возникало у них конфликта.

Кроме того, на одной из станций установили оборудование для определения состава местного воздуха. На борту и вне его трудились почти 60 научных сотрудников. Сейчас разгрузка Сомова периодически сменяется загрузкой к новому походу. Заносят свои вещи и новые исследователи Арктики. На этот через Известия Цик и мыс Челюскин пойдут до острова Врангеля.

Александра Невдах:

— Отправиться во второй, как его называют, снабженческий рейс экипаж Михаила Сомова планирует 1 сентября. За 80 дней они посетят порядка 40-ка полярных станций. Не только Северного, но и Чукотского, и Якутского отделений Росгидромета.

(Видео из Арктики В. Матвеенко)

Новости