Рубрике «К 435-летию Архангельска»

Перемены ждут в том числе и Исакогорский округ. А вот о его прошлом забывать не стоит. Там происходили значимые события не только век назад.

Мария Воробьёва:


— Эта местность на высоком берегу притока Двины упоминается еще в монастырских летописях 1546 года. Когда-то она принадлежала Сийскому монастырю. Здесь были озёра, мельница, а позднее — лесопилка. Всем хозяйством заведовал монах Исаак. Отсюда и пошло название Исакова гора. Сегодня это — Исакогорка.


Цивилизация и бурное переустройство пришло на Исакову гору только с появлением проекта о строительстве железной дороги Вологда-Архангельск. Она должна была проходить до левого берега Северной Двины у Архангельска. Здесь сооружалась паромная переправа. Строительство дороги было поручено Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги, председателем которого был известный промышленник Савва Иванович Мамонтов. Дорога строилась от Вологды и Архангельска одновременно. Активные работы начались в 1894 году. Архангельскую ветку основатель Северной железной дороги строил как «бездоходную». А получилось наоборот. Узкоколейку длиной в 600 вёрст прокладывали сквозь болота, топи и тундру. И уже в 1897 по ней пошёл первый паровоз. В Первую мировую войну узкоколейку перешили на широкую колею. Исакогорские железнодорожники совершили тогда настоящий трудовой подвиг — из Архангельского порта в общей сложности было вывезено 5 с половиной миллионов тонн военных грузов. А это уже съемки из архива «ГТРК Поморье». За камерой — оператор Виктор Коноплёв. В ноябре 1982 года на станции Исакогорка проходит митинг памяти Леонида Ильича Брежнева. Рабочие депо пускают по рельсам состав украшенный фотографией генерального секретаря партии. Исакогорское депо шло в ногу со временем. И вот три года спустя, в феврале бригада подводит первые итоги наступившего 1985 года.


— Работники станции Исакогорка, обращая большое внимание на формирование составов тяжеловесных поездов, сформировали 317 поездов, перевезли в них 1089 вагонов. Сэкономили 19 поездных локомотивов. В январе месяце коллектив станции сократил простой транзитного вагона с переработкой, местный простой. Такая же работа и в феврале месяце.


В истории Исакогорского округа есть и свои трагические страницы. Так в октябре 1916 года в порту Бакарица произошла крупная техногенная катастрофа. Шла Первая мировая война. В Архангельск из Нью-Йорка пришло судно Северного пароходного общества «Барон Дризен». На борту было 4 тысячи тонн военного груза. Взрыв произошел в полдень— сначала в носовой части трюма, где находились снаряды. Затем из-за начавшегося пожара взорвалась и кормовая часть, где была сложена взрывчатка. Взрывы был такой силы, что на месте 20 причала возникла воронка более 60 метров.


Мария Воробьёва:


— Согласно официальным рапортам следственной комиссии, погибло более 600сот человек, ранено почти 1200. Большинство жертв было обнаружено в бараках — в момент взрыва там обедало много рабочих. Из команды «Дризена» выжили только двое. В память о той страшной катастрофе рядом с ДК «Бакарица» в 2016 году установлен этот монумент.


Есть в округе и своя 14 городская поликлиника. До 2005 года она носила статус больницы. Вот в январе 1983-го оператор «ГТРК Поморья» снимает «летучку» в терапевтическом отделении. Тогда им руководила Дина Козлова. Бок о бок с ней работали стоматолог Лидия Саукова, окулист Галина Скутина, медсестра Вера Туманова. Славилась Исакогорка и своими мастерами. Вот так в 1975 году бережно, штрих за штрихом, умельцы с кисточкой в руках колдуют в цехе деревянной игрушки. На Исакогорском промкомбинате рождаются пирамидки причудливой формы. Исакогорский округ. Сегодня здесь находятся 16 учреждений образования, 13 центров культуры и спорта. Да и сама Исакогорка, несмотря на отрыв от центра, от «большой земли» — округ самостоятельный. История этого уголка Архангельска — в 5 веков и в 51 километр.

Новости