Некоторым обладателям водительских прав, возможно, придется переучиваться в автошколах и пересдавать экзамены в ГИБДД

Так вполне может быть, если развитие получит скандал с отсутствием дипломов и свидетельств у инструкторов профильных учебных заведений. Этот факт вскрылся в ходе прокурорской проверки в Архангельске.

Ученики на дороге для многих — раздражающий фактор. Они глохнут на перекрёстках, еле ползут в потоке и с трудом справляются с манёврам. В Архангельской области сегодня работает 138 автошкол. 40 из них — в столице региона. И это, кажется, слишком много.


Мария Блинова, ученица автошколы:


— Инструктора хорошо относятся, они объясняют много чего, если, например, я что-то неправильно сделаю, они мне объяснят. Меня хорошо учат, да. Сейчас уже на город пойду на экзамен.


Мария Блинова — ученица автошколы «Пилот». Её восторженные отзывы — вряд ли весомый аргумент для прокуратуры. Надзорный орган нашёл здесь нарушения. А ещё в автошколах «Перекрёсток», «За рулём плюс» и «Модерато».


Светлана Лялюшкина, помощник прокурора г. Архангельска:


— Рядом автошкол в нарушение федерального законодательства осуществляется обучение водителей транспортных средств преподавателями-водителями, не прошедшими профессиональную переподготовку и не имеющими соответствующих дипломов «мастер производственного обучения вождению транспортных средсв соответствующих категорий».


Мы пришли в автошколу «Пилот» после прокурорской проверки. Нам чуть ли не с порога предложили посмотреть документы. Один диплом — оригинальный. Второй — копия.


— Дата выдачи — 25 декабря 2018-го. Также диплом. Мастер производственного обучения вождению автотранспортных средств категории «B» по направлению «Образование и педагогика».


Диплома два. Хотя инструкторов в автошколе четверо. Довольно странно, что прокуратура этих документов не видела. Быть может, специально не показали? Другая автошкола из списка нарушителей — «Перекрёсток». Здесь тоже убеждают — все инструктора прошли обучение.


— То есть в принципе, без этого диплома он ещё может преподавать, пока свидетельство инструктора ещё действует. Но в дальнейшей, в скором времени, уже диплом понадобится обязательно. В принципе, у нас уже у каждого это есть.


Поправки, требующие наличия диплома «мастер производственного обучения», вступили в силу в конце октября прошлого года. Был ещё и переходный период, чтобы подготовиться. Обучение длится 250 часов. Однако, пока одни повышали квалификацию, другие работали по-старому.


Алексей Нестеренко, председатель Ассоциации автомобилистов и автошкол Архангельской области:


- Есть школы, которые не занимаются подготовкой водителей, а грубо говоря, торгуют свидетельствами. По факту обучение не производилось. Не соблюдались программы обучения. Тем не менее, они получили свидетельства и вышли на экзамен в ГИБДД.


Отчасти с этим связано катастрофическое ухудшение статистики. Ведь купить корочки об окончании автошколы — не значит получить знания и навыки. Поэтому всё чаще ученики проваливают экзамены в ГИБДД.


Андрей Пономарёв, начальник отдела надзора УГИБДД Управления МВД России по Архангельской области:


— Если раньше процент сдачи теоретического экзамена была порядка 70%, то на сегодняшний день он составляет 44%. Процент сдачи вождения снизился с 49 до 25.


Полицейские ведут рейтинг успешности автошкол. Есть такие, где процент сдачи не больше погрешности.


Владимир Толгский:


— В России действует Стратегия «нулевой смертности» 2030. Получается, что через десять лет люди не должны гибнуть на дорогах, однако, пока эта цель кажется недостижимой, потому что хромает качество подготовки водителей. Всё больше тех, кто экзамен не сдаёт с первого раза. Получается, что автошколы стремятся к зарабатыванию денег, а не качеству обучения.


Однако, у этой медали есть и обратная сторона. Мы встретились с представителем одной из автошкол. Он согласился рассказать нам о своём видении ситуации на условиях полной анонимности.


Николай (имя изменено), инструктор автошколы:


— Они вот хотят, чтобы мы были мастерами производственного обучения. Представляете, какие средства нужно школам потратить на то, чтобы соответствовать вот этим, как говорится, должностям. Человека учат этому пять лет, а мы должны вот по щелчку пальца побежать, выложить Н-нную сумму денег и получить эти дипломы.


Мы ни в коем случае не гребём всех под одну гребёнку. Но не исключена вероятность аннулирования ранее выданных водительских удостоверений. Поскольку они получены после обучения в автошколе, нарушающей закон. Потенциальных пешеходов поневоле — десятки.


Новости