Сергей Дерябин, слесарь центра судоремонта «Звёздочка»:
— Мы создавали всё это своими собственными руками. Оно работает, это гордость для России, такого нет в России.
Самая мощная — 9 Мегаватт или 12 тысяч лошадиных сил, самая большая, и самая манёвренная в России. Всё это о новейшей винто-рулевой колонке, полностью отечественной разработке. Пока на ней нет винтов, но даже в таком виде она воплощает силу.
Константин Бушуев:
— Самая большая в России винто-рулевая колонка поражает не только своей мощностью, но прежде всего — габаритами. Масса изделия — 240 тонн. После установки на судно такая колонка способна с лёгкостью разрубать арктические льды толщиной до 2,5 метров. Это открывает новые горизонты в освоении Северного морского пути.
Этот комплекс как раз и предназначен для ледоколов, которые будут работать в Арктике. Новейшей отечественной разработкой уже заинтересовались крупные судостроительные заводы. Причём, не только в России. На «Звёздочке» уверены: северодвинские корабелы смогут составить конкуренцию таким крупным зарубежным производителям, например как «Роллс Ройс».
Александр Сивков, заместитель генерального директора центра судоремонта «Звёздочка»:
— Учитывая последние веяния западных стран по отношению к российскому потребителю, объявление санкций, «Звёздочка» здесь становится в очень выгодном положении в плане обеспечения продукцией для российского судостроения.
Производство современных отечественных винто-рулевых колонок — один из приоритетов «Звёздочки». Акцент — не только на военное, но и гражданское судостроение. Надёжные и простые в обслуживании, гребные винты северодвинской «Звёздочки» уже стали своеобразным брендом и синонимом высокого качества. На них покоряют моря крупнейшие суда.
Александр Ильинцев, заместитель директора Центра пропульсивных систем центра судоремонта «Звёздочка»:
— Сейчас «Звёздочка» выходит именно на серийное производство подобных изделий. Мы готовы предложить рынку разные типоразмерные ряды винто-рулевых колонок — максимальной мощностью 9 Мегаватт. И количество колонок в зависимости от мощности может быть разное. Но до 20 изделий в год мы сейчас уже готовы предлагать.
Александр Сивков, заместитель генерального директора центра судоремонта «Звёздочка»:
— Президентом Российской Федерации поставлена задача перед предприятиями ВПК — обеспечить производство гражданской продукции до уровня 50-ти процентов.
Самая мощная в России винто-рулевая колонка — ещё и пример успешной кооперации. Для её производства «Звёздочка» объединила более 40-ка предприятий. Ещё более масштабная кооперация российских заводов потребовалась при строительстве «Академика Александрова». Судно усиленного ледового класса предназначено для проведения поисковых, спасательных операций и научных работ на шельфе. Судно заложили на «Звёздочке» в 2012-м. На этой неделе он вернулся с испытаний в Белом море. Взаимодействие с авиацией, ходовые качества, работа всех бортовых систем. «Академика Александрова» тестировали больше недели. Работу осложняла штормовая погода.
Алексей Ганичев, инженер по наладке и испытаниям Центра судоремонта «Звездочка»:
— Автоматизирован корабль на 80-90 процентов. Конечно, не сравнить с кораблями прошлого поколения. Техника шагнула далеко вперед уже.
Алексей Власов, сдаточный механик судна «Академик Александров»:
— Здесь кнопку нажал, он тебе открыл-закрыл, все выполнил. Запустили насос, механизм — любой. В этом у нас преимущество, современных технологий. Все идет из головы, голова у нас центр здесь — управления.
Комфортные условия — и для экипажа. Кораблестроитель Центра судоремонта «Звездочка» Антон Заручевский показывает двухместную каюту. Здесь телевизор, холодильник, кондиционер и кровати-трансформеры.
Антон Заручевский, строитель кораблей Центра судоремонта «Звездочка»:
— Если вечером после тяжелого рабочего дня, захочется прилечь, поспать — легким движением мы разворачиваем спинку дивана — здесь можно прилечь. Диван очень мягкий и удобный, как дома себя чувствуешь.
Испытания показали, «Академик Александров» готов к работе. Этим летом ему предстоит еще несколько выходов в море. Военно-морскому флоту судно передадут в конце июля.