Рубрика «К 435-летию Архангельска»

Сегодня она посвящена Привокзальному району города. Какой была эта территория в разные годы, какую историю хранит?

Мария Воробьёва:


— Архангельск, как и Москва, не сразу строился. Но самые большие изменения в облике города произошли, пожалуй, после визита в Поморье Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Шел 1962 год. Началась эра крупнопанельного домостроения, способного решить главную проблему того времени — переселение из ветхого жилфонда. Одной из первых стала застраиваться именно эта территория. Новый микрорайон стал называться привокзальным.


Прежде чем начать его застройку, инженеры разработали метод глубокого уплотнения торфяных грунтов песчаным пригрузочным слоем, в результате были получены устойчивые основания и решена проблема территориального роста города.


Андрей Репневский, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории САФУ:


— Это началось при мне. Я где-то в 1954 -55 году переехал на улицу Пригородная. Восьмиквартирные двухэтажные стояли. Это первые дома, которые подобрались за Обводный канал. Это начало было, как раз, привокзального района, и вот смотрели, как он строится. Оттуда было все отлично видно — ровная идеальная местность, и вот на нее по трубам закачивали песок. Мы-то бегали в детстве здесь, играли торфом, грязные приходили, жутко довольные.


Визит Хрущёва, который оказался в Архангельске проездом, стал толчком к строительству и самого железнодорожного вокзала. Вообще, железную дорогу довели до города в 1898 году. Но в столице Поморья она появилась более полувека спустя. В 1964 году был построен первый мост через Северную Двину. Тогда же приступили к строительству здания вокзала на правом берегу Северной Двины. На этих кадрах открывают главный городской вокзал. Новое трехэтажное здание площадью почти 2,5 тысячи квадратных метров распахнуло свои двери в октябре 1966го года.


Андрей Репневский, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории САФУ:


— Мы считались не «большой землей». «Большая земля», как ни странно, была на левом берегу, и раньше вокзал был там. Мы были очень счастливы, когда открылся здесь вокзал. Сюда стал сразу ходить транспорт городской. Стало гораздо легче. И мы почувствовали себя, наконец-то, жителями Большой земли.


«Большая земля» расширялась. В генплане 1963-67 годов территория Привокзального района значилась в 430 гектаров.


Дмитрий Яскорский, Член Архангельской региональной общественной организации Союза архитекторов России:


— В 70-х годах вот эта массовая застройка была осуществлена, и чуть позже появилась застройка уже по индивидуальным проектам Лендипргора, который и разработал проект планировки привокзального района в целом. Вообще, Привокзальный район очень интересен тем, что здесь на чистой территории удалось сформировать полноценную комплексную застройку микрорайонного типа со школами, поликлиниками, детскими садами.


Активная застройка района продолжилась и в 80-х. В 1984-м интервью журналисту «Панорамы Севера» дает специалист строительно-монтажного треста № 1. В те годы это было передовое строительное предприятие города.


— Трест № 1 вместе с рабочим коллективом сумел сверх плана сдать достаточно много жилой площади, объектов социально-культурного назначения. В июле–июне месяце мы сдали специализированный магазин «Орбита» по улице Энгельса. Прекрасный магазин, отлично отделанный, он скоро примет наших горожан. В этом магазине будут торговать радио- и телеаппаратурой новейших марок.


Да, вы не ослышались. С 20-х годов одна из главных улиц этого района носила имя немецкого философа и одного из основоположников марксизма Фридриха Энгельса. В 1993 году ей возвратили первоначальное название — Воскресенская, в честь Воскресенской церкви, сооружённой по приказу императора Петра I. А вот этот храм новомучеников и исповедников Земли Архангельской напротив ж/д вокзала — как напоминание о трагических страницах в истории Привокзального района.


Мария Воробьёва:


— Осенью 1989 года на перекрестке улиц Гайдара и Приорова, была обнаружена страшная находка. Человеческие останки. В 20-х годах прошлого века здесь были массовые расстрелы. Казни подвергались участники Белого движения.


На черно-белых фотографиях журналиста Алексея Сухановскго запечатлена работа областного поискового отряда «Именем павших». Эти поисковики и занимались раскопками. Почему именно это место стало главной расстрельной точкой? Потому что до начала массовой затройки в 60-х нынешняя привокзалка была просто мшистым болотом на окраине города. «Мхи» или «на Мхах» — так называли его жители. Сегодня вместо мхов здесь раскинулся современный район Архангельска с развитой инфраструктурой, железнодорожным сообщением и большими перспективами.


Мария Воробьёва


Новости