Сегодня 130 лет со дня рождения легенды отечественной авиации Александра Козакова

Что связывает лучшего аса Российской империи с Архангельской областью? Сегодня 130 лет со дня рождения легенды отечественной авиации Александра Козакова. На его счету 32 победы в небе во время Первой мировой. В том числе второй в истории авиации воздушный таран и первый удачный! Разбился лётчик в небе над Северной Двиной. По иронии судьбы это был не боевой вылет.

Осколок легенды. Авиационный кортик с клеймом Николая Второго нашли в болотах под Березником. С большой долей вероятности принадлежал он лучшему асу Российской империи Александру Козакову. К важной находке ещё вернёмся. А пока о воздушном поединке, который принёс выпускнику Офицерской воздухоплавательной школы мгновенную славу. 18 марта 1915 года очередной боевой вылет он закончил тараном.

Сергей Стрекаловский, экскурсовод Музея авиации Севера:

— Он подошёл к немецкому самолёту сверху. Ударил колёсами по крыльям. Во время этого удара у него винт задел корпус соперника. Двигатель заглох. Колёса стойки подломились буквально до крыльев. То есть там крылья обломало ему. Самолёт противника упал — разбился. Сам Козаков сумел благополучно посадить свою машину.

Потом будут сбитые во время Брусиловского прорыва четыре вражеских аэроплана и звание аса. Козаков становится командиром первого отряда лётчиков-истребителей. Солдаты его боготворили.

Ирина Смирнова, библиотекарь отдела краеведения «Русский Север» библиотеки имени Н. А. Добролюбова:

— Сам он признавался что, к сожалению, хотя носит сам на плечах погоны, но лётчики долго не проживают. И поддерживает всегда — он сам признавался — в полётах искра в глазах молодых лётчиков, которые ещё стремятся в небо.

Козаков летал много и… как говорили сослуживцы — весело. 32 победы в небе Первой мировой.

Елена Матвеева:

— В 1915 году, после успешного тарана Козакова, германское командование даже назначит премию за уничтожение Александра Александровича. Ну, а один из сбитых им немецких пилотов говорил: «Вот вернусь домой, буду с гордостью рассказывать — меня сразил «сам русский Казак».

Революцию 1917 года Козаков не принял. Из Красной армии перешёл в сформированный интервентами в Архангельске Британо-славянский корпус. Летали на английских «сопвичах». Аэродром — в Березнике. В тех местах и найдут кортик с царским вензелем.

Николай Кононов, в 2012–2016 годах директор Музея авиации Севера:

— Я предполагаю что это Козакова, потому что единственный лётчик, который погиб, русский лётчик, во время Гражданской войны — да это был Козаков. Всё лётчики практически уехали, значит, из России. Или в армию Колчака, или в Англию. Все живые кортики с собой забрали. Единственный кортик остался.

Ксения Соколова, архивист Государственного архива Архангельской области:

— Убит при аварии аэроплана. Похоронен 3 августа.

Так заканчивается запись № 18 о гибели Александра Козакова в метрической книге. Разбился он 1 августа 1919 года недалеко от Березника. На самолете провожал судно, уходившее к армии Колчака. Козакову было 30-ть. Похоронили его в Березнике под крест-накрест сколоченными воздушными винтами. В советские годы могилу сравняли с землей. А 10 лет назад активисты поставили памятник — тоже с пропеллерами — лучшему асу Российской империи.

Новости