Француз, живущий в Стокгольме, в шапке из Непала и дающий русского «Казачка». Это Стефан Бертола — за пару минут до открытия фестиваля «Arctic Open». В Архангельске он представляет короткометражную трагикомедию «Мусс». История одного ограбления на окраине города.
Стефан Бертола, участник кинофестиваля «Arctic Open 2018», Швеция-Франция:
— Парень по имени Мусс, я, кстати, его играю, грабит букмекерскую контору именно в тот день, когда выигрывает величайшая ставка на бегах! Кстати, мы снимали, когда в Стокгольме было минус 24! Вот это я понимаю, Арктика«.
Как и положено большому кинофоруму на „Arctic Open“ — звёздная ковровая дорожка, белый лимузин, именитые гости. И всё с арктическим флёром. Здесь ленточку не перерезали, а разбивали как льдинку. До церемонии открытия члены жюри собрались на пресс-конференцию. Отмечено: кинематограф сила объединяющая. И в этом смысле на фестивале решается большая задача.
Игорь Угольников, почётный президент кинофестиваля „Arctic Open 2018“:
— Главным образом заботимся о том, чтобы доверие российского зрителя к собственному кино всё больше росло, но при этом мы понимаем прекрасно, что без мирового кинематографа это будет невозможно. И очень важно, что внимание к Арктике, вообще к Северу в России и не только в России столь пристально».
Алексей Агранович, председатель жюри полнометражного игрового кино кинофестиваля «Arctic Open 2018»:
— Казалось бы, странное деление: ну вот Арктика, люди, живущие на Севере. Чем они отличаются от людей, живущих, там, на юге или в центре? Но чем-то они, безусловно, отличаются. Контекст, среда, природа. Мне очень интересно, в каких отношениях находятся люди, живущие на Севере, с современностью.
Ответ — в каждом фестивальном фильме. Отборщиком международной программы стал кинокритик Алексей Медведев. С самолёта — на пресс-конференцию.
— Простите меня, что я в какой-то размахайке тут сижу. Но к открытию постараюсь забежать в гостиницу и надеть пиджак. Единственный, который я иногда надеваю.
Обещание Медведев сдержал. На открытии «Arctic Open » — в том самом пиджаке и с дочкой на руках. Полуторогодовалая Радмила не первый раз на кинофесте. Пока не знает какой это большой труд — формировать конкурсную программу.
Алексей Медведев, кинокритик, куратор конкурсной и внеконкурсной программ кинофестиваля «Arctic Open 2018»:
— Моя задача была сделать её более международной. В этом плане у нас, мне кажется, кое-что получилось. «Зимние братья» — исландская картина, или «Виновные» — датский фильм. Это фильмы, которые, мне кажется, украсят любой кинофестиваль.
Елена Матвеева:
— Чтобы Арктика стала ближе. Это девиз кинофестиваля. Кстати, его почётный президент Игорь Угольников заметил, что это намного больше, чем просто площадка для знакомства с лучшим мировым кинематографом. Организаторы, авторы картин и, конечно, зрители — все вместе создают новое культурно-географическое понятие «тёплая Арктика». Неслучайно поэтому в адрес организаторов второго фестиваля поступило рекордное количество заявок — больше 2000 из 110 стран мира.
ЮАР, Иран, Аргентина. Но в конкурс по правилам могли войти только режиссеры из северных стран. В итоге отобрали 52 работы.
Анжелика Долинина, программный директор кинофестиваля «Arctic Open 2018»:
— Те фильмы, которые здесь победят, будут показаны как эхо фестиваля в наших районах, где тоже хотят видеть это кино. Хорошее кино. У нас потрясающий зритель. Мы гордимся тем, что полные залы. Мы сделали всё, чтобы на этом фестивале главным был зритель. А второй был главный человек — это автор. И их встреча состоялась.
В рамках «Ночи фестивального кино» зрителю показали ленту Дмитрия Месхиева «Два билета домой». Её создали при поддержке телеканала «Россия». Премьера прошла на «Кинотавре». Люба Васнецова — сирота. Внезапано узнает что её отец — жив и не просто жив, а сидит в тюрьме за убийство матери. На свободу он выйдет через три дня и, конечно, они встретятся.
— Мы плакали в конце. Такой душевный. — Да. Особенно в конце эта песня. Это как раз то, что надо. — До слез тронула история девочки… Тяжело смотреть«.
Главную роль исполнил Сергей Гармаш. Он же впервые стал соавтором сценария. Историю о конфликте отцов и детей вынашивал несколько лет. На помощь пришла сценарист Мария Ошмянская. Конечным результатом оба остались довольны.
Мария Ошмянская, соавтор сценария фильма „Два билета домой“:
— Гармаш — он же такой харизматичный. Такой классный. Он такой широкий какой-то. И он сейчас дебютирует. В роли автора сценария. Это его первый раз и он не очень знает как. Но его штырит, ему интересно! А может быть так? Машка, а может быть так? Я говорю: нет, подожди, если будет так, то мы придем вот туда. Ты туда хочешь? Нет не хочу. Я тоже. Тогда давай вот так.
Основная борьба Arctic Open в трёх номинациях — лучший полнометражный фильм, лучшая документальная лента и короткий метр. В конкурсе короткометражек 20 работ. „Галангал“ Марии Лойтер это один день из жизни психиатра. Он специализируется на самоубийствах и решает: кто из пациентов выйдет, а кто останется в больнице. Главные роли — удача начинающего режиссёра — сыграли Роза Хаируллина и Кирилл Кяро.
Мария Лойтер, участница конкурса короткометражного игрового кино кинофестиваля „Arctic Open 2018“:
— Мы с ним увиделись. Он такой высокий, большой. Пытался немножечко… узнать точно ли я уверена в своем сценарии. Но я была уверена! Поэтому он сказал — ну, всё. У нас было полтора дня всего».
А вот у членов жюри всего четыре дня чтобы сделать выбор и назвать имена победителей. Торжественная церемония награждения — этим вечером. Арктика стала ближе.