На этой неделе архангельские реставраторы отметили юбилей

30 лет как в столице Поморья был открыт региональный филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Игоря Грабаря. За эти годы число спасённых шедевров старины превысило три тысячи. К празднику реставраторы подготовили новую выставку. Она открылась в Гостиных дворах. На торжество приехали московские коллеги. Разумеется, с подарками.

Тихий, небольшой дворик бывшей усадьбы архангельского купца Ананьина. В этих строениях 19 века находится Архангельский филиал Всероссийского реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря. Старинные здания отличает отсутствие какой-либо помпезности и эффектной броскости. Так и труд этих людей на первый взгляд не заметен. Но дело, которым занимаются реставраторы, трудно переоценить. Они сохраняют культурное наследие. Спустя три десятилетия, как по инициативе регионального музейного сообщества был создан филиал, задача не изменилась.


Марина Соколова, заведующая Архангельским филиалом ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:


— Она никогда не изменится. Мы возвращаем и сохраняем. Люди имеют возможность видеть сохраненную красоту, возвращённые шедевры и получать эстетическое удовольствие.

Юбилей архангельские реставраторы отмечают новой выставкой. В экспозиции Гостиных дворов — 11 уникальных предметов. Все они отреставрированы за последние годы. Каждый экспонат представляет направление реставрации: темперная и масляная живопись, деревянная скульптура, графика, книги, а также предметы декоративно-прикладного искусства.


Светлана Синицына:


— Это ваза середины 19 века после реставрации выглядит как новенькая. Но, правильнее сказать, по словам реставраторов, как хорошо сохранившаяся старенькая.


Фарфоровый раритет реставрировала Татьяна Сидорова. Он был в крайне аварийном состоянии. Старинный предмет хранился в фондах Архангельского краеведческого музея с конца 30-х годов прошлого века и никогда не экспонировался. Поставить вазу «на ноги» Татьяне Сидопровой помог коллега — реставратор по металлу Антон Карпов. Он отвечал за крепёж конструкции. В центре выставки — деревянная скульптура святого Николая Можайского 17 столетия из Сольвычегодского музея. По словам реставратора Татьяны Турыгиной, памятник хорошо сохранился. Предстояло очистить его от копоти, воска, укрепить паволоку, грунт и красочный слой. На скрупулёзную работу ушло почти два года.


Татьяна Турыгина, художник реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:



— Достаточно уникальный предмет, который попал в реставрацию. Таких предметов всё меньше и меньше доходит до наших рук, потому что большинство предметов уже отреставрированы.


За три десятилетия архангельским реставраторам удалось вернуть к жизни — изучению, экспонированию и публикации — около 3,5 тысяч предметов. Сейчас они представлены в музеях региона.


Наталья Шпанова, директор Архангельского краеведческого музея:


— Уровень их профессионализма не вызывает сомнений. Это невероятный интеллектуальный уровень людей. Это научный, такой строгий классический подход к вещам, и это золотые руки, и, в том числе, ответственность за наше культурное наследие.


В Москве в выставочном зале Всероссийского центра Грабаря, который недавно отметил своё 100-летие, также есть работы архангельских мастеров. Они представлены на выставке «Век ради вечности». В экспозицию спасённых шедевров вошли около 150 памятников из полусотни музеев страны.


Александр Лесовой, заместитель гендиректора по реставрации ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, Москва:


— Наш Архангельский филиал очень-очень ценим, потому что на протяжении 30 лет работают профессионалы высокого качества и ежегодно спасают порядком 200 предметов из музейного фонда России.


Кстати, московские коллеги приехали на торжество с подарками. Реставраторы Поморья, помимо грамот, получили спецодежду с эмблемой Всероссийского центра Грабаря. На ней — ангел, который охраняет культурное наследие.


Ольга Темерина, заместитель гендиректора по научно-методической и реставрационной работе ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, Москва:


— Мы пришли к выводу, что реставраторам очень хорошо было бы иметь такой фартук. Это его часть профессионального инвентаря, который будет удобен в работе, не будет сковывать и мешать движениям.


А руководителя Архангельского филиала центра Грабаря Марину Соколову наградили «серебяным скальпелем». Поскольку дело реставраторов сравнимо с работой хирурга. Они тоже лечат, но произведения искусства. Тот же и главный принцип — не навредить.


Новости