Макеты Соловецкого и Пертоминского монастырей отреставрируют

Речь об известных макетах архангельского мастера Зосимы Калашникова. Спустя годы, эти шедевры из картона получили постоянную прописку в Архангельском краеведческом музее. Правда, их состояние оставляет желать лучшего. Сегодня за дело взялись реставраторы.

— Посмотрим, может быть, ещё колокольчик где-нибудь есть, видишь, Юра, нет, только один остался.


Вера Пермиловская знает точно, на макете звонницы Пертоминского монастыря было три колокольчика. Эту обитель-малютку делал её отец Зосима Калашников, Почётный гражданин Архангельска. К самым известным «шедеврам из картона» относят старый Архангельск, Соломбалу и две обители Соловецкая и Пертоминская. Для их создания Зосима Петрович собирал коробки в обувных магазинах.


Вера Пермиловская, дочь автора макетов З. Калашникова:


— И мы все там резали, клеили, и что папе не очень нравилось, ему казалось, что мы делаем не так аккуратно, как он делал.


После смерти Зосимы Петровича эти произведения искусства долгое время не имели постоянной прописки. Временным пристанищем для двух монастырей стал Марфин дом. Но после ремонта здания, когда белили потолки, макеты сильно пострадали. Сейчас они принадлежат Архангельскому краеведческому музею. Было принято решение о реставрации.

Марина Соколова, заведующая Архангельским филиалом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря:


— Событие крупное как для нас реставраторов, так и для вас, как память об отце, который внёс большой вклад в историю города.


Автор мечтал, чтобы все его картонные творения были собраны под крышей Гостиных Дворов. Мечта начала осуществляться.


Наталья Шпанова, директор Архангельского краеведческого музея:


— Есть разговоры про всю коллекцию, но вопрос решается поэтапно, постепенно, — есть собственник у других макетов. Но, в любом случае, работа началась и началась позитивно.


Вопрос, где установить макеты, тоже обсуждается. Нет сомнений в реставрации, она займёт почти три года. Сейчас начинается первый этап работ.


Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря:

— Будем разрабатывать методику, по которой всё будем делать, будем пробовать, делать пробы на укрепление, чтобы было более надёжно. — Вы новоделы делать не будете? — Нет, не будем, потому что это, как бы, не наш профиль.


Хотя парочка новоделов уже была сделана, заметно уступающих подлинику. Их реставраторы тоже оставят, для истории.


Новости