На первый взгляд, это похоже на обычную рыбалку. Трое в лодке тащат ставную сеть, а пойманные хвосты аккуратно складывают в мешок. Только сегодняшний улов совсем не предназначен для будущего обеда. Это квота научная, и каждая выловленная особь — ценный исследовательский образец.
Алексей Артеев, житель д. Тошвиски:
— Белая, щуки, окуни… — Нельма была? — Нельмы не попадает. Вода большая, берегов не видно, вода спадет — потом, может, будет.
Алексей Артеев — местный рыбак. Вместе со своим товарищем помогают Архангельским ученым вылавливать рыбу. Выезжают на реку дважды в день. Утром и вечером.
Алексей Боровской, младший научный сотрудник СевПИНРО:
— Данный вид в Красной книге находится, но, судя по нашим многолетним исследованиям, в принципе, численность ее уже восстановилась. Поэтому нет смысла находится ей там дальше. И для того, чтобы корректно сделать научное обоснование, необходимо собрать биоматериал.
Валерий Христолюбов, житель д. Лабожское:
— Ее давно надо убрать из Красной книги, она же хищная рыба, она истребляет сиговую породу, истребляет ряпушку… Когда рыбачим, попадает часто — больше ее стало.
Исключить нельму из краснокнижного списка планировали давно. Однако, от слов к делу все не переходили. Тогда как местные рыбаки уже много лет рискуют попасть под уголовную статью. В судебной практике нашего региона такие дела встречаются нередко и заканчиваются они порой не только большими штрафами, но и реальными сроками.
Игорь Кисляков, и. о. директора Центра природопользования и охраны окружающей среды Ненецкого АО:
— В этом году к практическому решению этого вопроса уже подошел Северный полярный институт. Как это будет на самом деле, только скажет наука — то есть, можно ее ловить, можно ее из Красной книги убирать, или нельзя. То есть, мы этого сказать не можем, поэтому приглашены сотрудники этого института.
Самое интересное в процессе исследования происходит вовсе не на реке. На научном судне вся пойманная рыба подвергается биоанализу. Специалистам института важны вес, размер, стадия зрелости, жирности и пол. Нельма ученым в этот день не попалась, поэтому показывают на других видах. Начинают с язя.
Алексей Боровской, младший научный сотрудник СевПИНРО:
— Берем чешую на возраст, заворачиваем в специально подготовленную чешуйную книжку, а дальше уже непосредственно грязная работа… — вскрывает… — Так, смотрим, что это самец. — Как вы это определили? — Вот ганада, самец, в принципе, недавно отнерестился, поэтому тут нет молок.
Делать какие-то выводы на начальной стадии исследования ученые пока не берутся. Но многолетние наблюдения показывают, что нельмы в Печоре более, чем достаточно.
Надежда Качегова, корреспондент:
— В течение августа группа продолжит работу на территории республики Коми. Ну, а затем отправится в низовье реки, чтобы в Печорской губе продолжить исследование численности нельмы.
Новости