Три российских города дискутируют, где зародилось государственное судостроение

В свете юбилея регулярного судостроения в России вновь разгорелся исторический спор. Известно, что началось оно при Петре Первом. Но вот где?

Уже много лет одеяло на себя тянут Воронеж, Москва и Архангельск. Столица Поморья еще только готовится отмечать юбилей кораблестроения, а в Академии имени Воронина празднику уже отдали честь. В марте провели конкурс по судомоделированию, в мае — фестиваль морского флота Арктики. Заведующий музеем Сергей Терентьев не сомневается — именно Архангельск — колыбель русского военного судостроения.

Сергей Терентьев, заведующий музеем Арктического морского института имени капитана В. И. Воронина:

— Когда Петр впервые вышел в море, он шел сопровождать иностранные корабли. Это было организовано, как четкий военный выход.

Еще в прошлом году в Москве громко заявили — российскому кораблестроению — 350, а в столице Поморья только сейчас готовятся отметить 325. Все потому, что отсчет ведут разный. По мнению многих, первый военный корабль — фрегат «Орел» — построил царь Алексей Михайлович в 1667 году. Активно строить корабли начал его сын.

Александра Невдах:

— Регулярное судостроение Петр Первый решил начать в единственном на тот момент российском морском порту — в Архангельске. Здесь перед приездом царя в 1693-м заложили первый морской корабль — 12-пушечную яхту «Святой Петр». На борт государь поднялся в августе того же года, впервые поднял триколор и вышел в Белое море.

А уже осенью на совещании с приближенными Петр впервые говорит о создании регулярного морского флота. Покидая Север, наказывает — через год построить новый 24-пушечный фрегат «Святой Павел». Но и на это нашлись возражения. Многие считают, «Святой Павел» был не военным кораблем, а торговым.

Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея:

— На рубеже веков — 17-18 веков — различий между торговыми и боевыми судами, в принципе, не существовало. Сняли лишние пушки — подгрузили груз, которым пошли торговать. Началась война — выкинули груз, поставили пушки, загрузили ядра и пошли на этих же кораблях воевать.

Действительно, «Святой Павел» так и не пришлось использовать в бою. А в столице Черноземья в 1696 году построили 23 галеры для взятия Азова. Отстоять право на звание колыбели военно-морского флота еще в 19 веке пытался губернатор Воронежа, но получил отказ от царя Александра Третьего. Сейчас чехарда фактов и всё более отдаляющаяся история завела города в тупик. Каждый специалист гнет свою линию, а аргументы со стороны отрицает.

Александра Невдах:

— На большую дискуссию, кстати, не выходили, да и на высшем уровне рассудить города никто не берётся. Спорить о первенстве можно бесконечно долго. Бесспорно одно — и Архангельск, и Воронеж внесли свою лепту в судостроение, и своей частью истории мы имеем полное право гордиться.

Новости