«Михаил Сомов» встал на ремонт

Вопреки слухам о списании на ремонт встал «Михаил Сомов». Недавно из судна предлагали сделать музей. Мол, 43 года — слишком почтенный возраст, чтобы работать в Арктике.

Но взвесив всё, владелец поручил «Красной кузнице» сделать всё, чтобы вновь отправить «Сомова» в море. Альтернативы судну в Поморье сегодня нет. Тут большое всё. Водоизмещение судна. Особенно впечатляют якорные цепи. Длина каждой — 300 метров. Якорь весит 4 тонны. Рядом с судном ощущаешь себя Гулливером в стране великанов. Снующие вокруг люди, как муравьи. «Михаил Сомов» простоит здесь 3 недели. 

Владимир Толгский:

«На корме „Михаила Сомова“ мы бывали не раз, а вод под кормой пока не доводилось. Отсюда, со дна сухого дока „Красной кузницы“, открывается потрясающий вид на винто-рулевую группу. К этим огромным, тяжеленным элементам в ходе текущего ремонта — особое внимание. Хотя, и кроме них список работ довольно обширный».

Николай Васьков, директор судоремонтного завода «Красная кузница»:

«Будут выполнены штатные работы. Это дефектация корпуса. Если необходимость есть, то будет его замена. Ремонт донно-забортной арматуры. Без докового осмотра и без докового ремонта предъявление регистру невозможно».

Предъявление регистру — это, по сути, допуск судна в море. Как медкомиссия для человека. Получать разрешение необходимо каждые 5 лет. Смотреть будут, буквально, всё. Поэтому внутри тоже кипит работа. В машинном отделении снимают обшивку пола — под ней, как кровеносные сосуды, различные трубы и каналы. В соседнем помещении расположен третий важнейший элемент судна.

Владимир Толгский:

«Сейчас мы находимся в самом сердце судна „Михаил Сомов“. Это главный электродвигатель. От него напрямую идёт вал. Прямо к винту, который находится, буквально, за этой стенкой. И сейчас оборудование тоже разбирают, чтобы провести техническое обслуживание и предъявить его инспекторам морского регистра».

Старые детали заменяют на новые. Работы выполняют сотрудники завода «Красная кузница». Команда «Михаила Сомова» тоже на борту. Наблюдает за процессом. Если надо, помогает. Не до отдыха и капитану — он в ответе за всё.

Андрей Демешин, капитан научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»:

«Сплетни ходили, что, якобы, „Михаила Сомова“ собираются, значит, списывать. Шли баталии по поводу изыскания средств на ремонт судна. Ну, и решение, как вы видите, принято, в конце концов. За период времени, когда возглавлял я, значит, оно показало себя в прекрасном мореходном состоянии».

«Михаил Сомов» построен в 75 году в Херсоне. 43 года — возраст, конечно, солидный, но судно, как говорят, ещё походит. 15 лет назад оно перешло в ведение Севгидромета и с тех пор стало главной рабочей лошадкой полярников. Без «Сомова» как без рук, рассказывает начальник Северного УГМС Сергей Пуканов.

Сергей Пуканов, начальник ФГБУ «Северное УГМС»:

«Выход осуществляется с Архангельска и дальше идёт через Белое море. Сосновец, Микулкин, Канин Нос, затем он заходит на станции Новой Земли. Идёт выше до Земли Франца-Иосифа. У нас там есть станция имени Кренкеля. И идёт до Северной Земли и спускается обратно с заходом на Таймыр, на Вайгач и так далее».

«Сомов» доставляет на метеостанции оборудование, провиант, смену сотрудников. И его поле деятельности простирается аж до самой Камчатки через весь Северный морской путь. И замены «Михаилу Сомову» просто нет. Нынешний ремонт обойдётся в 110 миллионов рублей. Другие варианты рассматривались и оказались ещё дороже.

Сергей Пуканов, начальник ФГБУ «Северное УГМС»:

«В первую очередь, это с использованием судов Арктического института, который работает в этом районе. Но, когда мы всё там прикинули, посчитали, оказалось, что, во-первых, суда — заграничной постройки. Они требуют ремонтов точно таких же, как и „Сомов“, но гораздо дороже, учитывая импортные составляющие».

Во-вторых — осадка этих судов гораздо ниже. Что не даёт им подходить близко к суше. А потому вертолёт пришлось бы гонять дальше и это стоило бы немалых денег. Вот и получается, что «Сомову» ещё далеко до пенсии. Ремонт завершится в конце января — начале февраля. Если регистр примет судно, то оно проходит ещё, как минимум, 5 лет, а может и больше.

Новости