«Мы придумали свой «кинобаскетбол»: интервью режисера фильма «Движение вверх» Антона Мегердичева

05.01.2018 18:01Новости

Режиссер кинодрамы «Движение вверх» Антон Мегердичев дал большое интервью ГТРК «Поморье». В беседе с Светланой Синицыной он рассказал как снимали спортивные сцены, много ли в картине вымысла и почему его простил легендарный советский баскетболист Иван Едешко, отдавший «золотой» пас на Олимпиаде в Мюнхене в матче с американцами.

Антон, чтопослужило выбором темы для Вашей новой картины?

После удачного выхода на экраны моей картины «Метро» в 2013-м мы вместе с продюсером Леонидом Верещагиным задумали новый проект, решили, что он будет посвящён баскетболу. Безусловно повлиял успех фильма «Легенда № 17», а через год мне был показан первый драфт сценария будущей картины «Движение вверх». И я начал внимательно читать, узнал больше о людях, о которых идёт речь, и понял, что эта тема меня взбудоражила. У меня возник дикий интерес, и я с радостью согласился взяться за материал.

Вы фанат баскетбола?

Честно говоря нет, но я люблю спорт, сам когда-то занимался. Я понимаю жизнь спортсмена, особенно советского спортсмена. Мне это близко, потому что я в этом разбирался. 

Кульминация фильма — победа сборной Советского Союза в финальном матче по баскетболу с американцами, которая стала сенсацией летних Олимпийских играх 72-го года в Мюнхене? Вы знал о тех легендарных, победных «трёх секундах»?

Вы знаете, у меня это на подкорке было. Мне в моём глубоком детстве рассказывал папа, что был такой случай, но я тогда подумал, что баскетболист с броска попал в корзину, бросив мяч через всю площадку. А когда я посмотрел этот матч с комментариями Владимира Гомельского, я просто поразился той энергии, которая даже в документальном материале до сих пор идёт с площадки. Я давно ничего не смотрел с таким азартом. Вместе с оператором Игорем Гринякиным и постановщиком баскетбола Александром Беловым мы пересматривали игру без счёту раз и придумали свой «кинобаскетбол», который отличается от реального. Мы очень хотели передать потрясающую энергию этой игры.

Я думаю у вас это получилось. Скажите в процентном соотношении насколько фильм отличается от реальных событий?

Вся эта история выдумана, точнее она снята по мотивам тех событий. Наверно можно сказать «50 на 50». Понимаете, чтобы сделать блокбастер ты делаешь не точную копию документальной версии. Твоя задача попасть в характер, и может быть, ты меняешь, что называется «тайм линию»: временные отрезки жизни персонажа, условно говоря, если с ним произошло что-то в 76-м году, теперь, чтобы сконцентрировать историю, ты переносишь её в 72-й, потому что мы рассматриваем один отрезок времени. И безусловно на вымысел повлияли подлинные истории людей, но ни в коем случае к этому нельзя относиться как к историческому исследованию и жизнеописанию персонажей картины. Это художественное произведение.

 А технические остановки матча с переигровкой Вы показали достоверно? Как было на самом деле?

Я прочитал книгу Сергея Белова «Движение вверх» и ещё массу мнений про эти переигровк. И я хотел бы подчеркнуть, что если говорить о документальности, то в фильме с того момента, как был сделан «золотой фол» Зураба Саканделидзе,  история идёт уже как документальная реконструкция, потому что само кино получает новое дыхание, видимо реальность чувствуется даже в художественном произведении. Я взял описание этих трёх секунд у Сергея Белова и реконструировал полностью, как написано в книге. Я ничего не придумывал. Мы старались в картине сделать всё очень близко к тому, что было на самом деле. Сама ведь игра у нас в фильме — это собирательный образ баскетбола. Мы не играли так как играли в 1972 году. А сделали некое киновоплощение этого зрелища, потому что наша задача была показать баскетбол как явление, показать то, чем красив этот вид спорта, — и сделали шоу.

 Антон, в фильме Вы работали с профессиональными баскетболистами или с актёрами? И какого роста?

Это были и спортсмены и актёры. Когда делали кастинг во главу угла ставили как актёрское мастерство, так и умение владеть своим телом, координацией. После кастинга потом уже каждый игрок, который не баскетболист, а «чистый» актёр, он, помимо своих тренировок, которые были весь подготовительный период с тренером Александром Беловым, получал дублёра — «аватара», как мы называли. Это баскетболист уровня мастера спорта, который дублировал актёра. Сцену снимали как, сначала играет актёр, затем дублёр и потом на монтаже делали компиляцию и получался эффект, то что актёр становился баскетболистом мирового уровня. Это всё давалось очень сложно. И артисты, к их чести, старались делать всё сами. Что касается роста, то у всех под два метра.

 А американцы-баскетболисты «натуральные»?

Афроамериканцев играли американцы, а все белые американцы, кроме Оливера Мортона, — это наши ребята баскетболисты. Так что, я это в первый раз говорю, Макмиллена играет Александр Дедушкин, Кевина Джойса — Фёдор Маркин, Алексей Мурычев и другие, т. е. они влились в эту американскую команду, подружились, и я их называл в шутку «шпионами». Но американцы, все кто афро, люди из Лос Анджелеса и Оливер Мортон, который бросал штрафной, американский актёр.

 Кроме Москвы, где ещё проходили съёмки?

Картину снимали также в Грузии, Лос Анджелесе и Вильнюсе.

 Что после премьеры фильма «Движение вверх» сказали профессионалы баскетбола?

Иван Едешко — автор «легендарного» паса Александру Белову, который и забил победный мяч, сказал мне после просмотра: «Я всё прощаю». Потому что, люди, которые делают разницу между спортивным состязанием и всё-таки кинематографическим воплощением этого состязания, всё понимают. Они видят реакцию людей на действие, и они понимают, что для миллионов молодых людей и их родителей баскетбол стал чем-то ощутимым и это хорошо. Это значит, что они потом полезут в интернет и прочитают про эту игру, скажут где ошибся режиссёр, в чём он не прав, и сами пойдут заниматься. Это тот импульс, который хотелось дать, для того чтобы у человека было желание действовать, жить и побеждать.

 Вы продолжите снимать картины на спортивную тему?

Вы знаете, я никогда не брал сценарий условно говоря про спорт или про катастрофу. Я всегда, когда чувствую, что есть какая-то энергия и возможность показать человека,  мне совершенно не важно на какой почве это всё, хоть что угодно. Если есть энергия в сценарии, в истории и я её чувствую, то я берусь. А в тему я уже потом ныряю и разбираюсь по ходу дела.

 Большое спасибо Вам и новых успешных картин!

P. S. Кстати, Антон Мегердичев женат на известной российской актрисе Елене Пановой, уроженки г. Архангельска, у них две дочери.




Новости