Этого известного учёного называют последним фольклористом, который записывал живые былины. Юрий Иванович особенно любил Русский Север и часто бывал в Кенозерье.
«Беломорские былины, записаны Марковым, очень редкое издание, 1901 год».
И таких редчайших изданий по фольклору в этой домашней библиотеке — не один десяток. Всего в личном собрании Юрия Смирнова — крупнейшего российского учёного, филолога — более 3000 книг и научных документов. Два года назад хозяина московской квартиры не стало. Бывшая супруга и коллега Юрия Ивановича Галина Григорьева приняла решение подарить библиотеку Кенозерскому национальному парку.
Галина Григорьева, бывшая супруга Ю. Смирнова:
«Учитывая его отношение к Кенозерью, к тем людям, которые работают там сейчас, конечно, он был бы рад».
С Кенозерьем Юрия Ивановича связывала давняя дружба. О заповедном крае он узнал ещё студентом МГУ в середине 50-х. Ездил сюда в фольклорные экспедиции. Смирнова называют последним фольклористом, кто записывал живые былины. В библиотеке сказки и эпос народов мира. А также книги по философии, геологии и археологии. Учёный-исследователь обладал энциклопедическими знаниями. Он — автор более 200 научных работ. Не раз издавался в Архангельске. По мнению специалистов, личная библиотека Юрия Смирнова — бесценное приобретение не только для национального парка, но и для всей Архангельской области.
Ольга Стёпина, директор Архангельской научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова:
«Как правило, на книгах из личных коллекций очень много автографов, помет, владельческих каких-то записей, автографов других известных людей. То есть история личной библиотеки — это история человеческая».
В планах Кенозерского парка — открыть мемориальную библиотеку и кабинет учёного в музее эпического наследия «В начале было слово». Кстати, Юрий Смирнов был его главным научным консультантом, но не дожил до его открытия.
Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка:
«Юрий Иванович навсегда останется в Кенозерье, с Кенозерьем, с этими людьми, которых он очень любил и уважал. Простых деревенских людей, которые и были сказителями, приемниками этого наследия, которое он изучал».