Девять часов утра. К Причалу на Набережной Северной Двины подходит буксир «Искандер». От Кегострова он отошёл в 08:40. Это третий рейс за сегодня и самый востребованный. На борту — несколько десятков человек. Открытые всем ветрам, люди мёрзнут на палубе. Как только устанавливают трап, все стараются быстрее сойти на берег. Большинство опаздывают на работу.
Наталья Матвеева, жительница о. Кего:
— Расписание для кого делают?
— Для вас.
— Если для нас, то работая с 9 часов, а расписание в 08:40 — ко-скольки мы на работу сейчас приезжаем?
— В 9:30.
— Вот! А простой за счёт кого?
— Вам на работе выговор сделают из-за опоздания?
— Конечно, выговор делают.
Евгений Бобров, житель о. Кего:
— Замёрзли?
— Конечно. Надо что-то сделать с пароходом.
— А что?
— Чтобы было уютно пассажирам ехать.
— А сейчас в чём проблема?
— Вы посмотрите — как скот везут!
И так из года в год — сокрушаются островитяне. Ни вокзала на причале, ни крытой палубы на буксире. А ведь настоящие морозы ещё даже не начались. К тому же рейсы бывают нечасто.
Владимир Толгский, корреспондент:
— На часах 9 часов 25 минут утра. В Архангельске только рассветает. Буксир «Искандер» пришёл к причалу на правый берег областной столицы ровно в девять часов утра и обратно на Кегостров отправится только через час. Разрывы в движении в этом году очень большие — по полтора часа. И существует ещё и целое технологическое окно. С часу до трёх дня буксиры не ходят вовсе.
Компания-перевозчик поясняет — так составлен муниципальный контракт. Денег из бюджета выделяют всё меньше, буксиры ходят всё реже. Один час работы такого судна стоит городу 23 тысячи рублей. Умножаем на четыре буксира и получаем 1 миллион 300 тысяч в день. Общая стоимость контракта — 33 миллиона. Он заключён ещё в октябре, а по факту буксиры вышли на линию только сегодня.
Пётр Чечулин, директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска:
— Могу сказать о том, что 08:40 — это не предел. Есть как раз маршруты раньше. В 06:00, в 07:20. Поэтому, чтобы успеть на работу, возможность такая у жителей есть.
Что же касается комфорта, то тут пока тоже всё сложно. Поставить на палубе тенты с буржуйками нельзя. В качестве рекомендации — термос с горячим чаем.
Руслан Епишев, начальник отдела пассажирских перевозок Архангельского речного порта:
— На данный момент, на сегодняшний день, ничего тут сделать мы не можем. Идём, конечно, на встречу людям. Запускаем, там, детей, пассажиров пожилого возраста. А так вот пока без изменений. Идёт программа развития флота. Какие-то, может, на будущее будут буксиры крытого типа.
На островных территориях Архангельска официально прописаны 10 тысяч человек. Буксиры ходят по четырём направлениям. На Кегостров, Хабарку, Бревенник и 23 лесозавод. И так будет, пока на Северной Двине не установится плотный лёд и не откроются пешеходные переправы. Раньше декабря этого ждать не стоит.