В Арктике апробировали уникальную технологию по изменению траектории дрейфа айсбергов

Эту, почти фантастическую, задачу ставит перед собой экспедиция "Кара-лето-2017". Её участники добрались до Мурманска. Учёные ставят уникальные эксперименты по управлению ледовой обстановкой.

Елена Ямаш, корреспондент:


— До последних минут этого путешествия Арктика не перестает показывать свой суровый характер. В пункте назначения Мурманск весь день заряды мокрого снега. Из-за этого до «большой земли» исследователи добрались не утром, а уже затемно.


Высокие технологии — в высоких широтах. Уникальную технологию по изменению траектории дрейфа айсбергов апробировали во время экспедиции «Кара-лето-2016». В этом году в Карском море ученые продолжили совершенствовать элементы управления ледовой обстановкой. Нефтяная компания «Роснефть», крупнейший недропользователь на шельфе, организовала уже 18-ю научную экспедицию в Арктику.


Константин Корнишин, представитель компании «Роснефть» в экспедиции «Кара-лето-2017»:


- Это позволяет многократно снижать риски при работе в Арктике и понятно, что если мы можем удалять айсберги от платформ поисково-разведочного бурения, то, соответственно, можно значительно удлинять сезон, а также снижать риски.


Айсберги буксируют с помощью каната и специальной сети. Обнаружить их при различных погодных условиях помогают беспилотники. Специалистам удалось переместить айсберг массой 1,1 млн тонн. Такой «вес взят» впервые в российской Арктике. Другое достижение — за сутки ледоколу удалось отвести ледяную глыбу на расстояние в 50 миль. Впервые айсберги буксировали в условиях раннего ледообразования. Экспедиционные работы выполнялись в акваториях Баренцева и Карского морей.


Александр Нестеров, начальник экспедиции «Кара-лето-2017», представитель Арктического и Антарктического научно-исследовательского института:


- С нашими инструментами, отечественные материалы. Показала практика, что это посильно и имеются уже определенные представления, как надо работать.

«Полевой материал» будет тщательно обрабатываться и анализироваться. Но уже сейчас ясно — пошаговый механизм действий по управлению айсбергами для экипажей судов и береговых центров создан. «Роснефть», прежде чем приступить к освоению кладовых шельфа Арктики, начала изучение гидрометеорологических, ледовых и инженерно-геологических условий и ведет эту работу с 2012 года. Компания воссоздала систему метеонаблюдений в Арктике и сегодня накоплен уникальный банк данных этой «кухни погоды».


Игорь Бузин, старший научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института:


- Действительно, уникальные данные. Их не нужно прятать, держать под подушкой. Нужно показывать, что мы тоже это умеем, что мы тоже это знаем.


Ресурсы нефти и газа на шельфе арктических морей — это энергобезопасность нашей страны уже в ближайшем будущем. По мере истощения традиционных месторождений нефти и газа на суше добыча углеводородов будет компенсирована шельфовыми месторождениями. И получаемые в ходе научных экспедиций данные — залог безопасного и успешного освоения этих кладовых.

Новости